Северный мавзолей (Монастырский погреб)
Напротив главного входа северного Фасада Сборной мечети в30-е годы XIV в; был сооружен северный мавзолей, известный в литературе под названием «Монастырский погреб», поскольку использовался успенского монастыря для хранения продуктов.
Строительство мавзолеев над погребениями знатных людей было широко распространено в мусульманском мире, в том числе и в Болгаре.
От первоначального облика мавзолея сохранились фундамент, внутренняя забутовка стен и частично внутренняя облицовка, со следами купольного покрытия. Двери и оконные проемы мавзолея стрельчато-арочной формы.
В углах стен вмазаны керамические сосуды-голосники. Вход расположен с южной стороны. Перед ним сохранилось основание 6ольшого коридора. Площадь от главного входа Соборной мечети до мавзолея была вымощена камнем.
В начале XVIII в. здесь лежали намогильные плиты, а земляные работы, проводимые монахами, выявили богатые булгарские погребения.
В 1968-69 гг. памятник был реставрирован. После консервации стен и реставрации оконных проемов был восстановлен верхний полусферический купол. Он представляет собой тонкую (7-15 см) железобетонную оболочку, которая легла на основание сохранившегося древнего купола. Над памятником создана легкая защитная железо-керамзитная оболочка, опирающаяся на железные стойки, которая призвана охранять кладку стен от атмосферных осадков и прямых солнечных лучей. Внутри мавзолея собраны памятники малой архитектуры - намогильные плиты, найденные на территории Болгарского городища.
Надписи на намогильных плитах являются важным источником. Как памятники Булгарской письменности они дают сведения о языке, грамотности, социальном положении, религиозных направлениях населения. Надписи сделаны на арабском, булгарском языках. На боковые грани и обратную сторону надписи наносились реже. Основное внимание уделялось верхней части. Памятники имеют стрельчатую или полукруглую арки. Под аркой орнамент. Надпись эпитафий, как правило, состоит из 8-12 строк. Первые строки занимает кораническая формула типа – «Он /аллах/ живой, который не умирает» или «Каждая душа вкусит смерть, после вы к нам вернетесь».
Далее на памятниках вырезаны имя погребенного, его родословие, которое перечисляется до девятого поколения и завершается "нисбой" "бул-гари". Для нас наиболее интересным является дата, которая идет после имени погребенного. Указывается год, месяц иногда дни недели. Завершается эпитафия также коранической Формулой «смерть есть врата и все люди войдут в них».
Например:
Дата: 13 11/12 г.
- Он живой, который не умирает
- Этот сад юной девицы.
- скромной, целомудренной.
- благочестивой, терпеливой постницы.
- Фатимы-илчи, дочери айуба, сына Мухаммеда, сына
- Мунуса ал-Булгари, Боже мой, помилуй ее
- Милостью широкой. Отошла к милости Бога всевышнего
- В двадцатидвухлетнем возрасте. Умерла
- В месяце раби - II по хидже в семь -
- сот одиннадцатом.
Дата: 1291 г . 4 июня понедельник.
- Он живой, который не умирает, все живое умрет.
- Этот сад госпожи непорочной, благочестивой
- Соблюдавшей посты, заботливой, щедрой, целомудренной.
- Благонравной, совершавшей омовения и поклоны поясные и земные.
- Начало добрых дел, производительницы счастливых дел.
- Источника милости, венца женщин в
- Обоих мирах Сабар- илчи дочери Бураш-бека.
- Да сделает Бог единой душу ее святой, да осветит могилу ее.
- Боже мой, помилуй ее милостью неизмеримой. Она отдалась
- Милости Бога единого, всевышнего четвертого числа.
- Месяца джумади II в году
- девяносто
- шестьсот